Ненасильственная педагогика

20.04.2023
«…Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения и должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».

Цель педагогики ненасилия – воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе и в духе ненасилия, миролюбия, уважения прав и достоинств других людей, бережного отношения к природе, всему живому, решение конфликтов без использования открытых и скрытых форм принуждения.

Достижение данной цели связано с решением комплекса конкретных задач, которые составляют два взаимосвязанных блока:

  • 1) воспитание у подрастающего поколения миролюбия, духа ненасилия:
    • • формирование негативного отношения к войне, миролюбия как способности к международному и межнациональному взаимопониманию, отрицание насильственных методов разрешения социальных конфликтов;
    • • ненасильственное отношение к природе, ко всему живому;
    • • гуманное отношение к другим людям, в том числе и к самому себе, умение ненасильственными путями разрешать межличностные и внутриличностные конфликты, развитие способности к принятию и пониманию другого человека;
  • 2) гуманизация процесса обучения и воспитания, взаимодействия взрослых и детей:
    • • гуманизация существующих методов и форм работы в учебных заведениях разного уровня, системы взаимоотношений взрослых и детей;
    • • разработка и внедрение новых методов и форм педагогической деятельности, построенных на основе идей ненасилия;
    • • реформирование подготовки будущих педагогов в средних специальных и высших учебных заведениях, формирование у них личностных свойств и специальных умений, позволяющих в дальнейшем воспитывать детей в духе ненасилия и работать самим без использования принуждения.

В мировой практике обучения и воспитания в духе ненасилия накоплен значительный опыт в решении первого блока задач. Практически во всех развитых странах разработаны специальные программы по воспитанию подрастающего поколения в духе миролюбия и гуманизма.

     Ученые подчеркивают, что нельзя у ребенка сформировать ненасильственное отношение к другим людям, если педагогика продолжает придерживаться авторитарных позиций. Учителя, воспитатели осознанно и неосознанно используют широкий спектр методов и приемов, основанных на скрытом и открытом принуждении. Поэтому важно, чтобы был гуманизирован сам учебно-воспитательный процесс, начиная с дошкольных учреждений. Гуманизация предусматривает переориентацию с учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия на личностно-ориентированную модель.

Если попытаться обозначить различительные признаки позиции принуждения и позиции ненасилия, то они будут выглядеть следующим образом:

Позиция принуждения

Позиция ненасилия

1. Раздражительность

1. Умение не раздражаться или использовать позитив своей раздражительности

2. Обидчивость

2. Умение не обижаться или использовать позитив обид

3. Эмоциональная неустойчивость

3. Эмоциональная устойчивость

4. Неуверенность в себе

4. Уверенность в себе

5. Негативная открытость (принятие, но с ориентацией на отрицательное)

5. Позитивная открытость (принятие с ориентацией на положительное)

6. Эгоцентричность

6. Способность к социальной децентрации

7. Наличие комплекса психологических защит

7. Отсутствие защит или их осознание

8. Нетерпимость к чужому мнению, другим людям

8. Терпимость к чужому мнению, другим людям

9. Ограничение субъективной свободы

9. Расширение границ субъективной свободы

10. Приоритет дисциплинарных воздействий над организационными

10. Приоритет организационных воздействий над дисциплинарными

11. Низкий уровень способности подключать детей к собственным целям и подключаться к целям детей и школьников

И. Высокий уровень способности подключать детей к собственным целям и подключаться к целям детей и учащихся

12. Повышение у детей и учащихся напряженности и тревожности

12. Снижение у детей и учащихся напряженности и тревожности

13. Приоритет негативных форм оценивания над позитивными

13. Приоритет позитивных форм оценивания

14. Преобладание реактивных форм реагирования над активными

14. Преобладание активных форм реагирования над реактивными

Таким образом, родитель, сформировавший в себе позицию ненасилия, – это человек, способный не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчивый, уверенный в себе, обладающий позитивной открытостью, успешно преодолевающий собственный эгоцентризм, осознающий свои психологические защиты, терпимый к чужому мнению и другому человеку, умеющий сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения иного плана – связанные с ненасильственным действием, хороший организатор, ориентированный на согласовывание цели и задач других людей (детей, учащихся) с собственными, отдающий приоритет активным формам реагирования, позитивно оценивающий детей, снижающий у них уровень напряженности, тревожности и страхов.

Процесс формирования позиции ненасилия длителен и сложен, связан с актуализацией способностей родителей к личностному росту, умением разбираться в себе, оценивать свои качества, рефлексировать по поводу совершаемых действий и др.

Организация жизнедеятельности дошкольников и школьников на ненасильственной основе включает в себя: обеспечение возможностей для осуществления детьми свободного выбора; насыщение различных видов деятельности ненасильственным содержанием; обеспечение приоритетов для осуществления позитивной оценочной деятельности; активное привлечение внимания родителей к проблемам развития как у них самих, так и у детей способностей к ненасильственному взаимодействию и др.

Содержание работы по развитию способности к ненасильственному взаимодействию и в конечном итоге формированию позиции ненасилия на разных возрастных этапах имеет свои особенности, которые в обобщенном виде можно представить следующим образом.

Дошкольники

Младшие школьники

Подростки, старшие школьники

ЗНАНИЯ

Представления о ненасильственном взаимодействии

Понятия о ненасильственном поведении

Система понятий о ненасилии как общечеловеческой ценности

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Переживание себя в ситуациях принуждения и ненасилия (например: "Мне плохо, когда по отношению ко мне оказывается принуждающее действие")

Первичная интеграция переживания себя в ситуациях принуждения и ненасилия в соответствии с этическими инстанциями ("Всем людям плохо, когда их принуждают")

Негативное отношение к насилию как устойчивая характеристика

ПОВЕДЕНИЕ

Способность к ненасильственному взаимодействию

Элементарная позиция ненасилия (интеграция подсознания, сознания и поведения)

Осознанная позиция ненасилия

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ

Дружелюбие как отношение к другим

Миролюбие как отношение к миру в целом

Миролюбие как жизненный принцип, этика ненасилия

Выдержка

Элементы терпимости

Терпимость

Умение доминировать и подчиняться

Умение взаимодействовать на равных

Ассертивность и способность к децентрации

Умение преодолевать ситуативную тревожность

Приобретение уверенности

Самопринятие и самоуважение

Умение ситуативно находить выходы из конфликтных ситуаций

Овладение некоторыми обобщенными способами разрешения конфликтов

Разрешение конфликтов на основе усвоения идей ненасилия,способность позитивно разрешать внутриличностные конфликты

Преодоление социальной реактивности (импульсивности и пассивности)

Развитие социальной активности на нормативном уровне

Развитие социальной активности на нормативно-личностном уровне

 

Принцип создания ненасильственной развивающей социально-педагогической среды. Взаимодействие всех субъектов образовательного учреждения порождает специфическую социально-педагогическую среду. Это взаимодействие может быть построено как на основе принуждения, взаимного недоверия, конфликтов, так и на основе ненасилия, взаимопонимания, доверия.

Ненасильственной социально-педагогическая среда становится только тогда, когда между всеми участниками взаимодействия установлены соответствующие позитивные отношения. Чаще всего в науке и практике обсуждаются проблемы взаимодействия самых главных участников педагогического взаимодействия – педагогов и учащихся. Например, хорошо известны положения педагогики сотрудничества об учении без принуждения: требовательность без принуждения, основанная на доверии; увлеченность, рожденная интересным преподаванием; замена принуждения желанием, которое рождает успех; ставка на самостоятельность и самодеятельность детей, применение косвенных требований через коллектив. На той же основе должны строиться отношения между всеми другими участниками взаимодействия. Если сами педагоги друг с другом конфликтуют или не ладят с руководством, вряд ли им удастся добиться взаимопонимания с детьми и воплотить в практике намеченные цели.

Аналогичным образом можно рассмотреть взаимодействие педагогов и родителей, родителей и детей, администрации и родителей и т.п.

Таким образом, чтобы учение без принуждения действительно стало реальным, все субъекты образовательного учреждения должны составлять своеобразный "ансамбль", гармонию индивидуальностей.