Ненасильственная педагогика
20.04.2023Цель педагогики ненасилия – воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе и в духе ненасилия, миролюбия, уважения прав и достоинств других людей, бережного отношения к природе, всему живому, решение конфликтов без использования открытых и скрытых форм принуждения.
Достижение данной цели связано с решением комплекса конкретных задач, которые составляют два взаимосвязанных блока:
- 1) воспитание у подрастающего поколения миролюбия, духа ненасилия:
- • формирование негативного отношения к войне, миролюбия как способности к международному и межнациональному взаимопониманию, отрицание насильственных методов разрешения социальных конфликтов;
- • ненасильственное отношение к природе, ко всему живому;
- • гуманное отношение к другим людям, в том числе и к самому себе, умение ненасильственными путями разрешать межличностные и внутриличностные конфликты, развитие способности к принятию и пониманию другого человека;
- 2) гуманизация процесса обучения и воспитания, взаимодействия взрослых и детей:
- • гуманизация существующих методов и форм работы в учебных заведениях разного уровня, системы взаимоотношений взрослых и детей;
- • разработка и внедрение новых методов и форм педагогической деятельности, построенных на основе идей ненасилия;
- • реформирование подготовки будущих педагогов в средних специальных и высших учебных заведениях, формирование у них личностных свойств и специальных умений, позволяющих в дальнейшем воспитывать детей в духе ненасилия и работать самим без использования принуждения.
В мировой практике обучения и воспитания в духе ненасилия накоплен значительный опыт в решении первого блока задач. Практически во всех развитых странах разработаны специальные программы по воспитанию подрастающего поколения в духе миролюбия и гуманизма.
Ученые подчеркивают, что нельзя у ребенка сформировать ненасильственное отношение к другим людям, если педагогика продолжает придерживаться авторитарных позиций. Учителя, воспитатели осознанно и неосознанно используют широкий спектр методов и приемов, основанных на скрытом и открытом принуждении. Поэтому важно, чтобы был гуманизирован сам учебно-воспитательный процесс, начиная с дошкольных учреждений. Гуманизация предусматривает переориентацию с учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия на личностно-ориентированную модель.
Если попытаться обозначить различительные признаки позиции принуждения и позиции ненасилия, то они будут выглядеть следующим образом:
Позиция принуждения |
Позиция ненасилия |
1. Раздражительность |
1. Умение не раздражаться или использовать позитив своей раздражительности |
2. Обидчивость |
2. Умение не обижаться или использовать позитив обид |
3. Эмоциональная неустойчивость |
3. Эмоциональная устойчивость |
4. Неуверенность в себе |
4. Уверенность в себе |
5. Негативная открытость (принятие, но с ориентацией на отрицательное) |
5. Позитивная открытость (принятие с ориентацией на положительное) |
6. Эгоцентричность |
6. Способность к социальной децентрации |
7. Наличие комплекса психологических защит |
7. Отсутствие защит или их осознание |
8. Нетерпимость к чужому мнению, другим людям |
8. Терпимость к чужому мнению, другим людям |
9. Ограничение субъективной свободы |
9. Расширение границ субъективной свободы |
10. Приоритет дисциплинарных воздействий над организационными |
10. Приоритет организационных воздействий над дисциплинарными |
11. Низкий уровень способности подключать детей к собственным целям и подключаться к целям детей и школьников |
И. Высокий уровень способности подключать детей к собственным целям и подключаться к целям детей и учащихся |
12. Повышение у детей и учащихся напряженности и тревожности |
12. Снижение у детей и учащихся напряженности и тревожности |
13. Приоритет негативных форм оценивания над позитивными |
13. Приоритет позитивных форм оценивания |
14. Преобладание реактивных форм реагирования над активными |
14. Преобладание активных форм реагирования над реактивными |
Таким образом, родитель, сформировавший в себе позицию ненасилия, – это человек, способный не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчивый, уверенный в себе, обладающий позитивной открытостью, успешно преодолевающий собственный эгоцентризм, осознающий свои психологические защиты, терпимый к чужому мнению и другому человеку, умеющий сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения иного плана – связанные с ненасильственным действием, хороший организатор, ориентированный на согласовывание цели и задач других людей (детей, учащихся) с собственными, отдающий приоритет активным формам реагирования, позитивно оценивающий детей, снижающий у них уровень напряженности, тревожности и страхов.
Процесс формирования позиции ненасилия длителен и сложен, связан с актуализацией способностей родителей к личностному росту, умением разбираться в себе, оценивать свои качества, рефлексировать по поводу совершаемых действий и др.
Организация жизнедеятельности дошкольников и школьников на ненасильственной основе включает в себя: обеспечение возможностей для осуществления детьми свободного выбора; насыщение различных видов деятельности ненасильственным содержанием; обеспечение приоритетов для осуществления позитивной оценочной деятельности; активное привлечение внимания родителей к проблемам развития как у них самих, так и у детей способностей к ненасильственному взаимодействию и др.
Содержание работы по развитию способности к ненасильственному взаимодействию и в конечном итоге формированию позиции ненасилия на разных возрастных этапах имеет свои особенности, которые в обобщенном виде можно представить следующим образом.
Дошкольники |
Младшие школьники |
Подростки, старшие школьники |
ЗНАНИЯ |
||
Представления о ненасильственном взаимодействии |
Понятия о ненасильственном поведении |
Система понятий о ненасилии как общечеловеческой ценности |
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ |
||
Переживание себя в ситуациях принуждения и ненасилия (например: "Мне плохо, когда по отношению ко мне оказывается принуждающее действие") |
Первичная интеграция переживания себя в ситуациях принуждения и ненасилия в соответствии с этическими инстанциями ("Всем людям плохо, когда их принуждают") |
Негативное отношение к насилию как устойчивая характеристика |
ПОВЕДЕНИЕ |
||
Способность к ненасильственному взаимодействию |
Элементарная позиция ненасилия (интеграция подсознания, сознания и поведения) |
Осознанная позиция ненасилия |
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ |
||
Дружелюбие как отношение к другим |
Миролюбие как отношение к миру в целом |
Миролюбие как жизненный принцип, этика ненасилия |
Выдержка |
Элементы терпимости |
Терпимость |
Умение доминировать и подчиняться |
Умение взаимодействовать на равных |
Ассертивность и способность к децентрации |
Умение преодолевать ситуативную тревожность |
Приобретение уверенности |
Самопринятие и самоуважение |
Умение ситуативно находить выходы из конфликтных ситуаций |
Овладение некоторыми обобщенными способами разрешения конфликтов |
Разрешение конфликтов на основе усвоения идей ненасилия,способность позитивно разрешать внутриличностные конфликты |
Преодоление социальной реактивности (импульсивности и пассивности) |
Развитие социальной активности на нормативном уровне |
Развитие социальной активности на нормативно-личностном уровне |
Принцип создания ненасильственной развивающей социально-педагогической среды. Взаимодействие всех субъектов образовательного учреждения порождает специфическую социально-педагогическую среду. Это взаимодействие может быть построено как на основе принуждения, взаимного недоверия, конфликтов, так и на основе ненасилия, взаимопонимания, доверия.
Ненасильственной социально-педагогическая среда становится только тогда, когда между всеми участниками взаимодействия установлены соответствующие позитивные отношения. Чаще всего в науке и практике обсуждаются проблемы взаимодействия самых главных участников педагогического взаимодействия – педагогов и учащихся. Например, хорошо известны положения педагогики сотрудничества об учении без принуждения: требовательность без принуждения, основанная на доверии; увлеченность, рожденная интересным преподаванием; замена принуждения желанием, которое рождает успех; ставка на самостоятельность и самодеятельность детей, применение косвенных требований через коллектив. На той же основе должны строиться отношения между всеми другими участниками взаимодействия. Если сами педагоги друг с другом конфликтуют или не ладят с руководством, вряд ли им удастся добиться взаимопонимания с детьми и воплотить в практике намеченные цели.
Аналогичным образом можно рассмотреть взаимодействие педагогов и родителей, родителей и детей, администрации и родителей и т.п.
Таким образом, чтобы учение без принуждения действительно стало реальным, все субъекты образовательного учреждения должны составлять своеобразный "ансамбль", гармонию индивидуальностей.